Елена (elenorthodox) wrote,
Елена
elenorthodox

Category:

#усыновление #опека #приемнаясемья #сиротство #чужихдетейнебывает

Бывает.
И общество, кажется, уже начинает вытирать розовые сопли и открывать не только гдаза, но и рот.
Ни прибавить, ни убавить, читайте:

ВОПРОС: Наша семья хотела бы усыновить ребенка, но мы не уверены, что справимся. Просим Вашего совета.

ОТВЕТ: Однажды пришла ко мне молодая матушка, проконсультироваться по поводу опекаемой ею девочки. Приезжая с батюшкой летом в деревню, матушка много помогала семье, живущей по соседству: одеждой, продуктами, много занималась с детьми. Отца в семье не было, вскоре умерла мать. После ее смерти мальчиков отправили в детский дом, а девочку матушка решила взять к себе, поскольку своих детей у нее не было.

У девочки была значительная задержка в интеллектуальном развитии, эмоциональная неадекватность и высокая степень астенизации - девочка через 30 минут заснула (просто отключилась), сидя на стуле. Несмотря на то, что батюшка с матушкой много занимались с девочкой, в школе педагоги говорили о необходимости ее перевода из общеобразовательной в спецшколу.

Однако, главная беда была в том, что стала разрушаться их семья. Батюшка сначала тоже много сил отдавал воспитанию девочки: читал ей книги, возил ее в музеи, на различные занятия и т.д., но чувствовал, что девочка раздражает его. У батюшки началась депрессия, он не хотел после службы ехать домой, стал оставаться ночевать при храме и остро встал вопрос о том, что он в таком состоянии не может служить. И это ощущалось как катастрофа.

«Может быть, Вы планировали создать детский приют при храме, с тем и брали девочку?» - спросила я с надеждой. К сожалению, оказалось - нет.

Почему я рассказываю именно этот случай с семьей батюшки, ведь я могла бы рассказать много других? И еще один вопрос: может быть, чем в более раннем возрасте усыновить ребенка, тем легче его воспитывать?

Однако, мне известно много случаев, когда усыновление младенцев приводило к печальным последствиям всех участников этого действия. Скажу больше: профессиональные педагоги или психологи брали младенца прямо из роддома, воспитывали по определенным системам, но всегда сталкивались с проблемами, которые достались ребенку от его родителей. Младенец – не чистая доска, на которой «напишу, что хочу и воспитаю, как хочу(!)» – все гораздо сложнее.

В этой связи уместно вспомнить понятие родового греха, которое все чаще употребляется в психологии и богословии. Так, А.И.Осипов утверждает, что родовой грех – это искажение природы человека, унаследованное им за грехи родителей.

Это только на первый взгляд кажется, что дети-сироты – такие же обычные дети – их только взять, отогреть, приласкать – и все будет в порядке. Нет, оказывается, у многих из них наблюдается некое искажение (деформация) психофизической природы – можно сказать - тяжелая болезнь, имеющая определенный синдром (набор симптомов). Не будем в рамках данной статьи их подробно описывать. Назовем лишь главное, с нашей точки зрения, - это сильнейшее повреждение (или несформированность) внутренней структуры личности ребенка, конечно, проявляющееся в различных нарушениях структурности его поведения. И эти нарушения хорошо видны даже на фоне наших обычных современных расторможенных детей.

Когда мы говорим о любой тяжелой болезни, мы понимаем, что хороший домашний уход недостаточен для выздоровления. Такого больного необходимо срочно госпитализировать в больницу, под особое наблюдение врачей, где возможна интенсивная терапия и оперативное вмешательство.

Аналогичная ситуация с детьми-подранками. Не будем разбирать трагические ситуации судебных разусыновлений детей с требованием приемных родителей о смене не только фамилии, но и имени этих детей. Хотим отметить только, что в этих ситуациях пострадавшими являются все участники: ребенок, приемные родители, благословивший на усыновление священник, друзья, знакомые, учителя, судьи, сотрудники отдела опеки – все получают сердечную рану разной степени тяжести.

Необходима стратегия в решении вопроса об усыновлении или взятии под опеку ребенка. В очень небольшом числе случаев ребенка можно без особых раздумий усыновить. Это прежде всего в случае потери родителей - усыновление близкими родственниками, когда все известно о семье ребенка и о самом ребенке и при этом отсутствуют смущающие обстоятельства, способные повлиять на дальнейшее воспитание ребенка.

Однако в подавляющем числе случаев лучше «поспешать медленно». Так, из медицинской практики известно, что, когда, жалея долго голодавших людей, им давали наесться – те быстро погибали. Так же погибают и люди, слишком быстро поднявшиеся из морских глубин к вроде бы спасительному воздуху. Такой же ошибкой является мнение, что усыновленному ребенку больше всего необходимы любовь, забота и бытовой комфорт. Безусловно, это важные условия, но совершенно недостаточные и даже пагубные в некоторых случаях.

Сейчас никому уже и доказывать не надо, что неразумной любовью родители могут повредить своих собственных детей. Но подобные ошибки приемных родителей, особенно не имевших до этого своих детей, в отношении к усыновленным детям часто приводят к очень тяжелым последствиям.

Дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации характеризуются расстройством своих психических и физических сил, связанным прежде всего с беспорядочным образом их жизни.

В последнее время стало заметно охлаждение к различным системам воспитания и проявление интереса к тому, что об этом говорили Святые Отцы и их последователи. Одной из важнейших отличительных черт этих подвижников была строгость распорядка их жизни. Так, старец Феофилакт говорил, что «характер и личность человека складываются, прежде всего, благодаря неизменному следованию упорядоченному и правильному образу жизни. Человек, приняв решение не нарушать распорядка, приобретает решительность и мужество, которые весьма важны и необходимы в нашей жизни…

Есть и другая причина, столь же настоятельная, которая делает распорядок необходимым – изменчивость непостоянного человеческого характера, возникшая в результате падения Адама… Никакой другой, зависящий от человека фактор не способствует успеху в такой степени как …продуманный распорядок жизни…

К тому же бесспорно утверждение, что распорядок в жизни является главнейшим средством духовного преуспеяния. Он является целью законов и заповедей, которые с древнейших времен были даны Богом или людьми. Нарушение цельности характера после падения прародителей требовало законоположения для поддержания равновесия пришедших в разлад душевно-телесных сил».

Лечебницей для ребенка, много пережившего за свою короткую жизнь, привыкшего к беспорядочной жизни и имеющего подобный разлад душевно-телесных сил, является такое детское учреждение, где определенный порядок жизни, дисциплина способствуют воспитанию собранности, вниманию, структурности жизни.

У меня были ситуации, когда со мной советовались по вопросу усыновления детей. Это были тяжелые детские судьбы. Одним родителям я посоветовала не усыновить, а взять под опеку ребенка, помочь ему с устройством в суворовское училище, а в выходные и каникулы побольше проводить времени вместе. В другом случае ребенка тоже взяли под опеку и поместили его на время в интернат при монастыре, поддерживая живой контакт с ним. Другие случаи решались похожим образом. И пока никто об этом не пожалел, потому что было много ситуаций, которые бы в случае усыновления привели к достаточно тяжелым последствиям.

Поступая таким образом, мы, с одной стороны, помещали ребенка в структурированную среду с регламентированным распорядком дня, и в то же время дети обретали заботливых и любящих их близких людей.

Нельзя забывать и о сильном влиянии хорошего детского коллектива на воспитание трудного ребенка. Это замечательно раскрывается в трудах Макаренко, которые мы советуем перечитывать чаще.

Таким образом, реальная помощь ребенку, оказавшемуся в трудной житейской ситуации по нашему опыту более эффективна, когда проходит через такой промежуточный вариант: семья и хорошее детское учреждение – для мальчиков лучше суворовское или кадетское училище; для девочек – интернат при монастыре.

Семья в современных условиях городской жизни не сможет противостоять всем разлагающим воздействиям на уже достаточно расстроенную психику таких детей; воспитать привычку к порядку, послушание, иммунитет к вредоносным влияниям среды гораздо легче в детском коллективе, имеющем некоторую изоляцию от этой среды.


Вернемся к началу статьи. Почему я рассказала именно о трудностях, возникших в батюшкиной семье? Потому что в этой семье два молодых человека отдавали много сил и времени воспитанию и обучению ребенка, упорядоченности жизни придавалось особое внимание. Естественно в семье священника ребенок входил и в церковную жизнь, что редко делается в других семьях. Однако батюшкина семья подверглась тяжелейшему испытанию. Девочку удалось поместить в хороший интернат, ее часто навещают, все выходные она проводит в семье батюшки – оказалось, что так лучше и для девочки и для ее новой семьи.

Первая волна беспризорности прокатилась по России после революции и гражданской войны. Стране удалось справиться с ней и осмыслить накопленный опыт. Поэтому сразу после поворота войны к нашей победе с 1943 года стали разрабатываться меры, направленные на предотвращение второй волны беспризорности, в числе которых были созданы суворовские и нахимовские училища, накопившие уникальный опыт обучения и воспитания.

Сейчас по стране идет третья волна беспризорности. Остановить ее можно только нашими совместными усилиями. Необходимо расширять сеть суворовских, нахимовских, кадетских училищ для мальчиков, приютов и интернатов при монастырях для девочек. Тем же, кто хотел бы усыновить ребенка, но опасается трудностей, можно посоветовать взять под опеку ребенка, постараться устроить его в хорошее детское учреждение, а дальше жизнь или приведет к решению усыновить этого ребенка или оставить под опекой, помогая ему определиться и « встать на ноги» в этой жизни.
Людмила Федоровна Ермакова

http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/ermakova-l.f.-usyinovlenie-detey.html
Tags: о любви, чужих детей не бывает
Subscribe

Posts from This Journal “о любви” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments