#усыновление #опека #приемнаясемья #сиротство #чужихдетейнебывает

Бывает.
И общество, кажется, уже начинает вытирать розовые сопли и открывать не только гдаза, но и рот.
Ни прибавить, ни убавить, читайте:

ВОПРОС: Наша семья хотела бы усыновить ребенка, но мы не уверены, что справимся. Просим Вашего совета.

ОТВЕТ: Однажды пришла ко мне молодая матушка, проконсультироваться по поводу опекаемой ею девочки. Приезжая с батюшкой летом в деревню, матушка много помогала семье, живущей по соседству: одеждой, продуктами, много занималась с детьми. Отца в семье не было, вскоре умерла мать. После ее смерти мальчиков отправили в детский дом, а девочку матушка решила взять к себе, поскольку своих детей у нее не было.

У девочки была значительная задержка в интеллектуальном развитии, эмоциональная неадекватность и высокая степень астенизации - девочка через 30 минут заснула (просто отключилась), сидя на стуле. Несмотря на то, что батюшка с матушкой много занимались с девочкой, в школе педагоги говорили о необходимости ее перевода из общеобразовательной в спецшколу.

Однако, главная беда была в том, что стала разрушаться их семья. Батюшка сначала тоже много сил отдавал воспитанию девочки: читал ей книги, возил ее в музеи, на различные занятия и т.д., но чувствовал, что девочка раздражает его. У батюшки началась депрессия, он не хотел после службы ехать домой, стал оставаться ночевать при храме и остро встал вопрос о том, что он в таком состоянии не может служить. И это ощущалось как катастрофа.

«Может быть, Вы планировали создать детский приют при храме, с тем и брали девочку?» - спросила я с надеждой. К сожалению, оказалось - нет.

Почему я рассказываю именно этот случай с семьей батюшки, ведь я могла бы рассказать много других? И еще один вопрос: может быть, чем в более раннем возрасте усыновить ребенка, тем легче его воспитывать?

Однако, мне известно много случаев, когда усыновление младенцев приводило к печальным последствиям всех участников этого действия. Скажу больше: профессиональные педагоги или психологи брали младенца прямо из роддома, воспитывали по определенным системам, но всегда сталкивались с проблемами, которые достались ребенку от его родителей. Младенец – не чистая доска, на которой «напишу, что хочу и воспитаю, как хочу(!)» – все гораздо сложнее.

В этой связи уместно вспомнить понятие родового греха, которое все чаще употребляется в психологии и богословии. Так, А.И.Осипов утверждает, что родовой грех – это искажение природы человека, унаследованное им за грехи родителей.

Это только на первый взгляд кажется, что дети-сироты – такие же обычные дети – их только взять, отогреть, приласкать – и все будет в порядке. Нет, оказывается, у многих из них наблюдается некое искажение (деформация) психофизической природы – можно сказать - тяжелая болезнь, имеющая определенный синдром (набор симптомов). Не будем в рамках данной статьи их подробно описывать. Назовем лишь главное, с нашей точки зрения, - это сильнейшее повреждение (или несформированность) внутренней структуры личности ребенка, конечно, проявляющееся в различных нарушениях структурности его поведения. И эти нарушения хорошо видны даже на фоне наших обычных современных расторможенных детей.

Когда мы говорим о любой тяжелой болезни, мы понимаем, что хороший домашний уход недостаточен для выздоровления. Такого больного необходимо срочно госпитализировать в больницу, под особое наблюдение врачей, где возможна интенсивная терапия и оперативное вмешательство.

Аналогичная ситуация с детьми-подранками. Не будем разбирать трагические ситуации судебных разусыновлений детей с требованием приемных родителей о смене не только фамилии, но и имени этих детей. Хотим отметить только, что в этих ситуациях пострадавшими являются все участники: ребенок, приемные родители, благословивший на усыновление священник, друзья, знакомые, учителя, судьи, сотрудники отдела опеки – все получают сердечную рану разной степени тяжести.

Необходима стратегия в решении вопроса об усыновлении или взятии под опеку ребенка. В очень небольшом числе случаев ребенка можно без особых раздумий усыновить. Это прежде всего в случае потери родителей - усыновление близкими родственниками, когда все известно о семье ребенка и о самом ребенке и при этом отсутствуют смущающие обстоятельства, способные повлиять на дальнейшее воспитание ребенка.

Однако в подавляющем числе случаев лучше «поспешать медленно». Так, из медицинской практики известно, что, когда, жалея долго голодавших людей, им давали наесться – те быстро погибали. Так же погибают и люди, слишком быстро поднявшиеся из морских глубин к вроде бы спасительному воздуху. Такой же ошибкой является мнение, что усыновленному ребенку больше всего необходимы любовь, забота и бытовой комфорт. Безусловно, это важные условия, но совершенно недостаточные и даже пагубные в некоторых случаях.

Сейчас никому уже и доказывать не надо, что неразумной любовью родители могут повредить своих собственных детей. Но подобные ошибки приемных родителей, особенно не имевших до этого своих детей, в отношении к усыновленным детям часто приводят к очень тяжелым последствиям.

Дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации характеризуются расстройством своих психических и физических сил, связанным прежде всего с беспорядочным образом их жизни.

В последнее время стало заметно охлаждение к различным системам воспитания и проявление интереса к тому, что об этом говорили Святые Отцы и их последователи. Одной из важнейших отличительных черт этих подвижников была строгость распорядка их жизни. Так, старец Феофилакт говорил, что «характер и личность человека складываются, прежде всего, благодаря неизменному следованию упорядоченному и правильному образу жизни. Человек, приняв решение не нарушать распорядка, приобретает решительность и мужество, которые весьма важны и необходимы в нашей жизни…

Есть и другая причина, столь же настоятельная, которая делает распорядок необходимым – изменчивость непостоянного человеческого характера, возникшая в результате падения Адама… Никакой другой, зависящий от человека фактор не способствует успеху в такой степени как …продуманный распорядок жизни…

К тому же бесспорно утверждение, что распорядок в жизни является главнейшим средством духовного преуспеяния. Он является целью законов и заповедей, которые с древнейших времен были даны Богом или людьми. Нарушение цельности характера после падения прародителей требовало законоположения для поддержания равновесия пришедших в разлад душевно-телесных сил».

Лечебницей для ребенка, много пережившего за свою короткую жизнь, привыкшего к беспорядочной жизни и имеющего подобный разлад душевно-телесных сил, является такое детское учреждение, где определенный порядок жизни, дисциплина способствуют воспитанию собранности, вниманию, структурности жизни.

У меня были ситуации, когда со мной советовались по вопросу усыновления детей. Это были тяжелые детские судьбы. Одним родителям я посоветовала не усыновить, а взять под опеку ребенка, помочь ему с устройством в суворовское училище, а в выходные и каникулы побольше проводить времени вместе. В другом случае ребенка тоже взяли под опеку и поместили его на время в интернат при монастыре, поддерживая живой контакт с ним. Другие случаи решались похожим образом. И пока никто об этом не пожалел, потому что было много ситуаций, которые бы в случае усыновления привели к достаточно тяжелым последствиям.

Поступая таким образом, мы, с одной стороны, помещали ребенка в структурированную среду с регламентированным распорядком дня, и в то же время дети обретали заботливых и любящих их близких людей.

Нельзя забывать и о сильном влиянии хорошего детского коллектива на воспитание трудного ребенка. Это замечательно раскрывается в трудах Макаренко, которые мы советуем перечитывать чаще.

Таким образом, реальная помощь ребенку, оказавшемуся в трудной житейской ситуации по нашему опыту более эффективна, когда проходит через такой промежуточный вариант: семья и хорошее детское учреждение – для мальчиков лучше суворовское или кадетское училище; для девочек – интернат при монастыре.

Семья в современных условиях городской жизни не сможет противостоять всем разлагающим воздействиям на уже достаточно расстроенную психику таких детей; воспитать привычку к порядку, послушание, иммунитет к вредоносным влияниям среды гораздо легче в детском коллективе, имеющем некоторую изоляцию от этой среды.


Вернемся к началу статьи. Почему я рассказала именно о трудностях, возникших в батюшкиной семье? Потому что в этой семье два молодых человека отдавали много сил и времени воспитанию и обучению ребенка, упорядоченности жизни придавалось особое внимание. Естественно в семье священника ребенок входил и в церковную жизнь, что редко делается в других семьях. Однако батюшкина семья подверглась тяжелейшему испытанию. Девочку удалось поместить в хороший интернат, ее часто навещают, все выходные она проводит в семье батюшки – оказалось, что так лучше и для девочки и для ее новой семьи.

Первая волна беспризорности прокатилась по России после революции и гражданской войны. Стране удалось справиться с ней и осмыслить накопленный опыт. Поэтому сразу после поворота войны к нашей победе с 1943 года стали разрабатываться меры, направленные на предотвращение второй волны беспризорности, в числе которых были созданы суворовские и нахимовские училища, накопившие уникальный опыт обучения и воспитания.

Сейчас по стране идет третья волна беспризорности. Остановить ее можно только нашими совместными усилиями. Необходимо расширять сеть суворовских, нахимовских, кадетских училищ для мальчиков, приютов и интернатов при монастырях для девочек. Тем же, кто хотел бы усыновить ребенка, но опасается трудностей, можно посоветовать взять под опеку ребенка, постараться устроить его в хорошее детское учреждение, а дальше жизнь или приведет к решению усыновить этого ребенка или оставить под опекой, помогая ему определиться и « встать на ноги» в этой жизни.
Людмила Федоровна Ермакова

http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/ermakova-l.f.-usyinovlenie-detey.html

Posts from This Journal by “о любви” Tag

Извините, а вы точно православная? Ваши рассуждения заставляют в этом усомниться.Один священник усыновил семьдесят детдомовских детей.

– Как же так, батюшка? – спрашиваю я. – Учить, я понимаю, ребятишек надо, но зачем в свою семью столько-то сирот сразу брать?

– Так и это понятно, – терпеливо растолковывает мне батюшка. – В домашней обстановке дите можно большему научить, больше вложить в него. Ну скажите, какой детдом сравнится с семьей по силе воздействия?

Вы же утверждаете, что интернаты для детей лучше. У вас один из детей инвалид,почему вы его в казенное учреждение не отдали? Там распорядок,дисциплина, ваш сын должен расцвести в детдоме, а вы его в семье держите.
Мне кажется, для вас все чужие дети - плохие, которых надо в интернаты и монастыри с глаз долой отправить. Извините за резкость, но очень меня покоробило ваше отношение к сиротам.
Эту статью писала не я, а православный психолог. Внизу ее имя и фамилия, а так же ссылка. Напишите ей и уточните, действительно ли она православная.
И Вы соврешенно не в теме, инвалидность тут ни при чем. У моего сына ментальная инвалидность, а в статье речь идет совсем о других детях, генетику ещё никто не отменял.
Что касается батюшки, усыновившего 70 детей - неужели Вы не понимаете, что он сам не ухаживает за ними? Если бы он кормил всех с ложечки, отмывал размазанный кал, готовил на всех, стирал и убирался за всеми целыми днями и ночами, то его бы надолго не хватило.
70 детей - это скорее детдом семейного типа, и уделить достаточно родительского внимания и времени каждому ребенку папе и маме возможности нет, это я говорю как мама всего-навсего 9 детей. Впрочем, не утверждаю, что 70 детей это плохо, напротив, замечательно чем больше детей тем лучше, батюшка молодец. Но это, получается, точно такой же приют, только православный, семейного типа, с таким же распорядком и дисциплиной, какой и был рекомендован психологом, написавшем статью.
Поэтому впредь будьте внимательны, выражая свое "фи".