О доброте душевной

Благотворительность: от мёртвого осла уши
Благотворительность — это одна из тех вещей, на которые принято смотреть сквозь розовые очки, растягивая рот лучезарной улыбкой гуинплена. А если отреагировать иначе или направить на благотворителя микроскоп общественной критики, то могут не понять, а иногда даже побить. Эта мифологема так крепко засела в общественном сознании, что даже после того как деятельность патологической садистки «матери Терезы» была разоблачена вдоль и поперёк, её портреты и избранные цитаты всё равно продолжают постить в соцсетях.

Автору довелось получить этим принципом по голове пару месяцев назад, когда в лучший мир отошёл один известный своими тупыми шутками сатирик. Саркастический пост о его деятельности в Facebook немедленно украсился целой серией комментариев на тему «он помогал детским домам, а что сделал ты?». В конце концов какая-то особенно детолюбивая личность не выдержала и написала на деревню Цукербергу, после чего автору вкатили месячный бан. Если бы они с той же энергией протестовали против «Закона Димы Яковлева», сиротам это помогло бы гораздо больше.

За месяц отдыха от любимой соцсеточки было проведено небольшое исследование в попытке выявить хоть кого-то из политических и прочих селебритиз, кто не помогал бы детским домам, не скидывался на лечебный фонд или хотя бы не давал денег на строительство очередного храма. Таковых не нашлось просто потому, что «все богатые делают это». Благотворительность в наши дни превратилась в статусный аксессуар. Вот представьте, что с завтрашнего дня вы начали зарабатывать парочку миллионов в месяц и должны отправиться на тусовку людей с аналогичными доходами. Вы же не пойдёте туда в ботинках за семь тысяч рублей и в часах дешёвой серии завода «Ракета»? То есть, может, и хотелось бы, но «свои пацаны не поймут». Ровно та же история и с благотворительностью. Эти люди помогают не потому, что хотят помочь, и не потому, что им жаль детдомовцев или сложных больных, а потому, что «так принято». Ну и заодно потому, что это позволяет относительно дёшево купить себе индульгенцию в глазах общественности. Олигарх Потанин помогает детям, академик Кадыров помогает детям, вор в законе Япончик, говорят, тоже помогал — расплакаться от умиления можно.

А теперь давайте посмотрим на то, как благотворительность выглядит с другой стороны. Представьте, что вор-домушник каким-то образом подобрал ключи к вашей двери и, пока вы были на работе, вынес из квартиры всё нажитое непосильным трудом. Вы сидите, сокрушаетесь и думаете: то ли пойти писать заявление, то ли сразу просить милостыню. Но тут дверь распахивается и в ваше ограбленное жилище входит маленькое тёплое счастье… в лице всё того же вора, который, увидев ваши страдания, решил вернуть старый дуршлаг и кружку с отбитой ручкой. «На вот возьми, убогий, и помни мою доброту!»

Вас до глубины души возмутило это сравнение? Ну что ж, давайте приложим его к нашей грешной реальности. Боссы корпораций Apple и Samsung наверняка являются учредителями и постоянными спонсорами бесчисленных фондов, помогающих больным раком, муковисцидозом, вендиго и прочей трихосомой. При этом их компании каждый год выбрасывают на рынок мегатонны новых гаджетов и вкладывают куда большие деньги в рекламу, стимулирующую людей их покупать, — ведь если не накручивать потребление, то не будет и экономического роста. А как вы думаете, сколько вреднючих веществ выделяется в землю, в воду и в атмосферу при производстве одного аккумулятора и одного цветного AMOLED-экрана? И, конечно же, эти выбросы не имеют совсем никакой связи с ростом статистики по наследственным и сложным заболеваниям — правда, правда? А у экологов почему-то другое мнение.

Или вот одна крепко верующая дама, которой за распространение откровенно антинаучных взглядов в соцсетях даже прилепили прозвище «Матушка Телегония». Ныне она занимает важный государственный пост, а раньше у неё был свой православный благотворительный фонд, как водится — пролайферский. Основные направления деятельности: выдача денежных призов вечно нищим врачам и районным больницам за проведение «недель без абортов» и помощь малоимущим матерям-одиночкам. Главная проблема брошенных молодых мам в России — это практически полная невозможность устроиться на работу: кадровики везде заворачивают с порога. Вы думаете, этот фонд доплачивал фирмам за то, что они трудоустраивали бедных матерей? В таком случае вы ничего не понимаете в гешефтах. Фонд учредил собственный бизнес — пекарню, лепившую всевозможные пирожки и пряники, где эти женщины и работали. Разумеется за копейки, а куда ж они денутся? Фонд так процветал, что Матушка для деловых поездок приобрела себе Land Cruiser в топовой комплектации — немыслимая в тех краях роскошь. Сразу вспоминаются романы Диккенса и зловещее словосочетание «работный дом».

Сейчас вы скажете, что это единичный случай. Да нет, так устроена ВСЯ благотворительность или, по крайней мере, большая её часть. «Фонд Доктора Лизы» из 37 миллионов с лишним полученных пожертвований 4,5 миллиона тратит на зарплаты и командировочные, 23 миллиона на «формирование имущества» и только 10 миллионов — на свои благотворительные программы. Поддержка фонда Чулпан Хаматовой является важным элементом предвыборной кампании Путина. А кто у нас каждый год подписывает бюджеты, в которых на оборону и полицию тратится всё больше, а на общественное здравоохранение остаётся всё меньше? Видимо, какой-то другой, не наш президент не нашей страны — так, что ли?

Уже занеслась рука проклясть их всех оптом и в розницу? Но выход есть: помогать адресно и самому, а денег давать только небольшим конторам, где заправляют лично знакомые и проверенные люди. Примите участие в акции «Накорми бездомного», запишитесь волонтёром в собачий приют. Или хотя бы отдайте лишние книги и старый компьютер в общественную библиотеку для трудовых мигрантов, а своё ненужное пальто — замерзающему бомжу.
https://storia.me/ru/@perturabo/blagotvoritelnost-ot-mertvogo-osla-33txjr?utm_source=fb&utm_medium=cpc&utm_campaign=fb_promo&utm_content=blagotvoritelnost

Posts from This Journal by “благотворительность” Tag