Развод это смертный грех или право на жизнь?

Иногда развод это право на жизнь, что, очевидно, само по себе грехом являться не может. Каждое живое существо, если оно в адеквате, имеет Богом данное право на жизнь и, соответственно, имеет право защищаться, как умеет. В том числе, от насильника. Даже если насильник - собственный муж. К статье ниже хочется добавить, что насилие - это не только побои, тычки, пинки и пр. Как правило, в большинстве случаев, физическое насилие идет рука об руку с психическим насилием. Психическое насилие не менее болезненно, чем синяки, потому что доводит до депрессивного расстройства, и даже до смерти. Обесценивание, унижение, опускание, игнорирование, презрение, контроль, угрозы, оскорбления, преследования, уничтожение любимых вещей, постоянные придирки, которые постепенно усиливается, называют психическим насилием. И это тоже является является преступлением. Но к сожалению, жертва насилия чаще всего не осознаёт, что психические издевательства и поношение человеческого достоинства является недопустимым. Жертва, как бы, отказывается верить сама себе, ведь в перерывах между припадками ярости, унижениями, оскорблениями и игнорированием муж бывает ласков и нежен, клянётся в любви. Но через какое-то время психическое притеснение начинается снова, и жертва считает, что она виновата сама в том, что разозлила, довела, и со временем начинает воспринимать вспышки агрессии как должное. Ситуацию усугубляет тот факт, что жёны действительно боятся огласки, ведь от агрессора может избавить только развод и разъезд, а пока длится этот долгий судебный процесс, опека вправе изъять детей из семьи, где им угрожает потенциальная опасность.

Психолог Наталия Скуратовская: Почему в священнических семьях встречается насилие

“Священник убил жену” – это ужасает, но увы, не удивляет. Семейное насилие встречается в священнических семьях (да и просто – в “глубоко воцерковленных”) чаще, чем “в среднем по больнице”. Причины просты: психопатов среди священников, мягко говоря, не меньше, чем среди прочих граждан, но распространенные представления о браке и супружеских отношениях таковы, что фактически легитимизируют насилие и препятствуют выходу из кризисной семейной ситуации. (Причём основаны эти представления на ложном понимании и Евангелия, и канонов – ещё одна подмена, калечащая, а подчас – и отнимающая жизнь).

Мне доводилось общаться и с совсем юной матушкой, избитой до синевы своим столь же юным мужем (отпрыском маститой священнической семьи “с традициями” – да, в том числе – и с традицией “смирять” жену побоями), и со страдающими от семейного насилия многодетными матушками постарше, пережившими за годы семейной жизни не один перелом, с отбитыми почками, но не решающимися изменить ситуацию. Что, как правило, слышат они от духовника? “Терпи, смиряйся, это твой крест, это для твоей же пользы, развод – смертный грех, жена да убоится мужа…”

И там, где в обычной семье женщина преодолела бы страх и созависимость, добралась бы до кризисного центра и получила поддержку и убежище, многие матушки будут терпеть до последнего – и не только из-за вышеперечисленных “назиданий”, но ещё и потому, что стыдно “опорочить” мужа, уронить его священнический авторитет, “навлечь хулу на Церковь” (к слову сказать, очень часто эти священники-абьюзеры на приходе ведут себя совершенно иначе – и прихожане их считают “добрыми пастырями”).

В некоторых случаях семейное насилие – это следствие не психопатии, а ситуации колоссального давления, в которой оказывается священник в силу особенностей нашей “церковной системы”, и если он с этим хроническим стрессом не разберется конструктивно, то последствия могут обрушиться на семью (на которой будут “вымещаться” все негативные эмоции, не находящие выхода)

И очень хочется напомнить женщинам, оказавшимся в ситуации семейного насилия:

1. Вы не одни наедине с этой бедой – по всей стране есть сеть кризисных центров для жертв семейного насилия, которые предоставят и психологическую, и юридическую помощь, а в случае необходимости – и убежище (и даже с 6 детьми, да). Это бесплатно.

И даже если вы пока не собираетесь уходить, стоит связаться со специиалистами кризисного центра и конфиденциально обсудить свою ситуацию – чтобы появилось адекватное восприятие и ситуации как таковой, и риска, которому вы подвергаете себя и детей, и возможностей изменить ситуацию.

2. Если вы решились уйти от мужа-абьюзера, то сначала хватайте детей и уходите в безопасное место (если нет такого места у родственников и друзей – то в убежище), а потом уже выясняйте отношения, обсуждайте возможный развод и т.д.

3. Ваш уход не “разрушит брак” (если есть угроза жизни и здоровью, всё и так разрушено), но может дать браку шанс на спасение (и этот шанс заключается в психотерапии, в ряде случаев – с участием психиатра, которое поможет абьюзеру сдерживать агрессивные импульсы, а возможно – и справиться с теми собственными личностными проблемами, которые и подталкивают его к насилию). Пока жена не ушла, у мужа-абьюзера нет никаких стимулов, чтобы признать проблему и начать ее решать.

—————–
Упокой, Господи, новопреставленную Анну и прими ее в Свои небесные обители!

И помоги, Господи, тем, кого еще можно спасти


https://www.pravmir.ru/psiholog-nataliya-skuratovskaya-o-n

Recent Posts from This Journal