Елена (elenorthodox) wrote,
Елена
elenorthodox

Categories:

Развод это смертный грех или право на жизнь?

Иногда развод это право на жизнь, что, очевидно, само по себе грехом являться не может. Каждое живое существо, если оно в адеквате, имеет Богом данное право на жизнь и, соответственно, имеет право защищаться, как умеет. В том числе, от насильника. Даже если насильник - собственный муж. К статье ниже хочется добавить, что насилие - это не только побои, тычки, пинки и пр. Как правило, в большинстве случаев, физическое насилие идет рука об руку с психическим насилием. Психическое насилие не менее болезненно, чем синяки, потому что доводит до депрессивного расстройства, и даже до смерти. Обесценивание, унижение, опускание, игнорирование, презрение, контроль, угрозы, оскорбления, преследования, уничтожение любимых вещей, постоянные придирки, которые постепенно усиливается, называют психическим насилием. И это тоже является является преступлением. Но к сожалению, жертва насилия чаще всего не осознаёт, что психические издевательства и поношение человеческого достоинства является недопустимым. Жертва, как бы, отказывается верить сама себе, ведь в перерывах между припадками ярости, унижениями, оскорблениями и игнорированием муж бывает ласков и нежен, клянётся в любви. Но через какое-то время психическое притеснение начинается снова, и жертва считает, что она виновата сама в том, что разозлила, довела, и со временем начинает воспринимать вспышки агрессии как должное. Ситуацию усугубляет тот факт, что жёны действительно боятся огласки, ведь от агрессора может избавить только развод и разъезд, а пока длится этот долгий судебный процесс, опека вправе изъять детей из семьи, где им угрожает потенциальная опасность.

Психолог Наталия Скуратовская: Почему в священнических семьях встречается насилие

“Священник убил жену” – это ужасает, но увы, не удивляет. Семейное насилие встречается в священнических семьях (да и просто – в “глубоко воцерковленных”) чаще, чем “в среднем по больнице”. Причины просты: психопатов среди священников, мягко говоря, не меньше, чем среди прочих граждан, но распространенные представления о браке и супружеских отношениях таковы, что фактически легитимизируют насилие и препятствуют выходу из кризисной семейной ситуации. (Причём основаны эти представления на ложном понимании и Евангелия, и канонов – ещё одна подмена, калечащая, а подчас – и отнимающая жизнь).

Мне доводилось общаться и с совсем юной матушкой, избитой до синевы своим столь же юным мужем (отпрыском маститой священнической семьи “с традициями” – да, в том числе – и с традицией “смирять” жену побоями), и со страдающими от семейного насилия многодетными матушками постарше, пережившими за годы семейной жизни не один перелом, с отбитыми почками, но не решающимися изменить ситуацию. Что, как правило, слышат они от духовника? “Терпи, смиряйся, это твой крест, это для твоей же пользы, развод – смертный грех, жена да убоится мужа…”

И там, где в обычной семье женщина преодолела бы страх и созависимость, добралась бы до кризисного центра и получила поддержку и убежище, многие матушки будут терпеть до последнего – и не только из-за вышеперечисленных “назиданий”, но ещё и потому, что стыдно “опорочить” мужа, уронить его священнический авторитет, “навлечь хулу на Церковь” (к слову сказать, очень часто эти священники-абьюзеры на приходе ведут себя совершенно иначе – и прихожане их считают “добрыми пастырями”).

В некоторых случаях семейное насилие – это следствие не психопатии, а ситуации колоссального давления, в которой оказывается священник в силу особенностей нашей “церковной системы”, и если он с этим хроническим стрессом не разберется конструктивно, то последствия могут обрушиться на семью (на которой будут “вымещаться” все негативные эмоции, не находящие выхода)

И очень хочется напомнить женщинам, оказавшимся в ситуации семейного насилия:

1. Вы не одни наедине с этой бедой – по всей стране есть сеть кризисных центров для жертв семейного насилия, которые предоставят и психологическую, и юридическую помощь, а в случае необходимости – и убежище (и даже с 6 детьми, да). Это бесплатно.

И даже если вы пока не собираетесь уходить, стоит связаться со специиалистами кризисного центра и конфиденциально обсудить свою ситуацию – чтобы появилось адекватное восприятие и ситуации как таковой, и риска, которому вы подвергаете себя и детей, и возможностей изменить ситуацию.

2. Если вы решились уйти от мужа-абьюзера, то сначала хватайте детей и уходите в безопасное место (если нет такого места у родственников и друзей – то в убежище), а потом уже выясняйте отношения, обсуждайте возможный развод и т.д.

3. Ваш уход не “разрушит брак” (если есть угроза жизни и здоровью, всё и так разрушено), но может дать браку шанс на спасение (и этот шанс заключается в психотерапии, в ряде случаев – с участием психиатра, которое поможет абьюзеру сдерживать агрессивные импульсы, а возможно – и справиться с теми собственными личностными проблемами, которые и подталкивают его к насилию). Пока жена не ушла, у мужа-абьюзера нет никаких стимулов, чтобы признать проблему и начать ее решать.

—————–
Упокой, Господи, новопреставленную Анну и прими ее в Свои небесные обители!

И помоги, Господи, тем, кого еще можно спасти


https://www.pravmir.ru/psiholog-nataliya-skuratovskaya-o-n
Tags: #насилие, #ортодоксадизм, #семейноенасилие, #янебоюсьсказать, мученическая смерть, о любви, церковное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments